Майкоп 16 января, 00:00:00 0

Курс ЦБ РФ на 16.01: 56.36 68.82

День в истории. Какую роль сыграла партизанская операция «Рельсовая война»

Интересно
Автор: Илья Филатов

3 августа 1943 года началась партизанская операция «Рельсовая война», которая проводилась с целью дезорганизации работы ж/д транспорта и тыла немецких войск.

Провести на железнодорожных коммуникациях врага масштабные партизанские операции во время Великой Отечественной войны предложил полковник Старинов - диверсант-подрывник. Его идеи нашли поддержку у начальника ЦШПД (Центрального штаба по партизанскому движению) генерал-лейтенанта Пономаренко, который и преподнес их Сталину и получил одобрение на их воплощение. Масштабная партизанская диверсия получила название «Операция Рельсовая война».

Провести её было решено перед важнейшим стратегическим сражением на Курской дуге. Накануне этой битвы соотношение сил противников было приблизительно равным. Исход же сражения в большой степени зависел от того, насколько успешно будет проведен маневр войсками, использованы резервы и, самое главное, обеспечены условия для снабжения армии всем необходимым.

«Рельсовая война» - это было подготовленное мероприятие. В центрах подготовки и партизанских школах увеличилось количество обучаемых специалистов-подрывников и инструкторов. Для выведения из строя всей железнодорожной инфраструктуры врага в том масштабе, в котором было запланировано, требовалось огромное количество взрывателей и самой взрывчатки, которой не было у партизан. Снабжение отрядов осуществлялось при помощи сил дальней авиации. «Рельсовая война» планировалась к осуществлению на фронте, протяжённость которого составляла тысячу километров с севера на юг и 750 километров с запада на восток вглубь. Провести диверсию предполагалось в три этапа, каждый из которых должен был длиться пятнадцать-тридцать суток. «Рельсовая война» началась в 1943-м году, 3-го августа.

По коммуникациям противника одновременно нанесли удар семьдесят четыре тысячи партизан. Пономаренко, воспользовавшись идеями Старинова, впоследствии разработал свой собственный план проведения подрывных мероприятий. Пономаренко считал, что рискованные удары по эшелонам противника нецелесообразны. По его мнению, достаточно было наносить точечные удары по самой железной дороге, подрывая рельсы при помощи небольших зарядов. Таким образом, планировалось создать дефицит железнодорожного полотна у немцев и коллапс транспортной системы перед Курским сражением. Старинов же, в свою очередь, отстаивал свою точку зрения, утверждая, что именно эшелоны врага имеют стратегическое назначение. Притом, что разрушенные рельсы достаточно просто восстановить в сравнении с восполнением ущерба от крушения железнодорожного состава. Это привело бы к гораздо более масштабным разрушениям и перерывам в движении.

В результате, Старинов был отправлен в украинский штаб, а Пономаренко продолжал воплощать в жизнь свой план. Не обошлось без традиционного советского формализма. Пономаренко установил для партизанских отрядов определённый план по числу подорванных рельс. Необходимо отметить, что такой подход принес больше вреда. В приказе упоминалось о подрыве не только основных, но и запасных, а также плохо или вовсе не охраняемых путей. В результате многие командиры предпочли взрывать малозначительные пути, неэксплуатируемые ветки. При этом немцы достаточно быстро научились восстанавливать «точечные повреждения», которые, надо сказать, были обычно не более 30-35 сантиметров.

Они изобрели «рельсовый мостик», который накладывался на разрушенный участок. Нехватку полотна гитлеровцы компенсировали с использовавшихся редко бельгийских, голландских веток. Таким образом, «рельсовая война» на первом этапе нанесла по разным оценкам больше ущерба самой Красной армии, нежели немцам. При проведении второго и третьего этапа руководство партизанского движения учло ошибки. В этот раз осуществляли не одиночные «точечные» подрывы, а взрывали рельсы на больших участках, разрушали шпалы. В декабре 1943-го года завершился третий этап. Несмотря на совершённые ошибки, «Рельсовая война» позволила сократить основной грузопоток, который шёл с Европы на Восток, более чем на 30%.

Источник: fb.ru

Комментарии

comments powered by HyperComments

Интересно

Интересно

Пенсионная система. Что ждет россиян в 2018 году

Ряд событий и изменений, которые коснутся всех участников системы

10.01.2018 11:33

Интересно

Новогодний фейерверк в Майкопе

Фоторепортаж ИА «Адыгея Сегодня»

07.01.2018 00:31

Интересно

«Кубаньэнерго» обеспечит надёжное электроснабжение в Адыгее в праздники

В Адыгейском филиале ввели усиленный круглосуточный контроль

29.12.2017 17:33

Интересно

Некоторые редкие виды животных, обитающие в Адыгее, вызвали споры учёных

Список краснокнижных видов фауны требует уточнения

28.12.2017 11:02

Новости

Интересно

«Кубаньэнерго» обеспечит надёжное электроснабжение в Адыгее в праздники

В Адыгейском филиале ввели усиленный круглосуточный контроль

29.12.2017 17:33

Общество

В Адыгею поступили новые банкноты номиналом 200 и 2000 рублей

Купюры не являются памятными, их тираж не ограничен

29.12.2017 17:19

Общество

В новогоднем конкурсе «Арт-ёлка 2018» принимают участие более 500 работ

Награждение победителей состоится в конце января

29.12.2017 17:15

Политика

Глава Адыгеи озвучил инвестиционное послание Госсовету-Хасэ республики

Адыгея показывает высокий темп улучшения инвестклимата

29.12.2017 16:55

Статьи

Интересно

Пенсионная система. Что ждет россиян в 2018 году

Ряд событий и изменений, которые коснутся всех участников системы

10.01.2018 11:33

Безопасность

Памятка от спасателя. Меры предосторожности при сильном ветре

Замначальника Центра управления в кризисных ситуациях рассказал о мерах самозащиты

27.12.2017 11:47

Интересно

Всё о пенсионной системе России: какие события ждут россиян в 2018 году

В 2018 году пенсии вырастут выше уровня инфляции 2017 года

27.12.2017 11:32

Культура

Владислав Косарев рассказал, почему советские песни остаются популярными

Выпускник Гнесинки дал предновогодний концерт в Майкопе

26.12.2017 12:53

Фоторепортажи

Интересно

Новогодний фейерверк в Майкопе

Фоторепортаж ИА «Адыгея Сегодня»

07.01.2018 00:31

Интересно

135-летие майкопского пивоваренного завода

Фоторепортаж ИА «Адыгея Сегодня»

19.12.2017 10:27

Интересно

Большая ежегодная пресс-конференция Владимира Путина

Фоторепортаж ИА «Адыгея Сегодня»

15.12.2017 12:07

Туризм

Горы Кавказского биосферного заповедника

Фоторепортаж ИА «Адыгея Сегодня»

11.12.2017 15:43