Майкоп 23 октября, 00:00:00 11 °C

Курс ЦБ РФ на 21.10: 57.51 67.89

День в истории. Какую роль сыграла партизанская операция «Рельсовая война»

Интересно
Автор: Илья Филатов

3 августа 1943 года началась партизанская операция «Рельсовая война», которая проводилась с целью дезорганизации работы ж/д транспорта и тыла немецких войск.

Провести на железнодорожных коммуникациях врага масштабные партизанские операции во время Великой Отечественной войны предложил полковник Старинов - диверсант-подрывник. Его идеи нашли поддержку у начальника ЦШПД (Центрального штаба по партизанскому движению) генерал-лейтенанта Пономаренко, который и преподнес их Сталину и получил одобрение на их воплощение. Масштабная партизанская диверсия получила название «Операция Рельсовая война».

Провести её было решено перед важнейшим стратегическим сражением на Курской дуге. Накануне этой битвы соотношение сил противников было приблизительно равным. Исход же сражения в большой степени зависел от того, насколько успешно будет проведен маневр войсками, использованы резервы и, самое главное, обеспечены условия для снабжения армии всем необходимым.

«Рельсовая война» - это было подготовленное мероприятие. В центрах подготовки и партизанских школах увеличилось количество обучаемых специалистов-подрывников и инструкторов. Для выведения из строя всей железнодорожной инфраструктуры врага в том масштабе, в котором было запланировано, требовалось огромное количество взрывателей и самой взрывчатки, которой не было у партизан. Снабжение отрядов осуществлялось при помощи сил дальней авиации. «Рельсовая война» планировалась к осуществлению на фронте, протяжённость которого составляла тысячу километров с севера на юг и 750 километров с запада на восток вглубь. Провести диверсию предполагалось в три этапа, каждый из которых должен был длиться пятнадцать-тридцать суток. «Рельсовая война» началась в 1943-м году, 3-го августа.

По коммуникациям противника одновременно нанесли удар семьдесят четыре тысячи партизан. Пономаренко, воспользовавшись идеями Старинова, впоследствии разработал свой собственный план проведения подрывных мероприятий. Пономаренко считал, что рискованные удары по эшелонам противника нецелесообразны. По его мнению, достаточно было наносить точечные удары по самой железной дороге, подрывая рельсы при помощи небольших зарядов. Таким образом, планировалось создать дефицит железнодорожного полотна у немцев и коллапс транспортной системы перед Курским сражением. Старинов же, в свою очередь, отстаивал свою точку зрения, утверждая, что именно эшелоны врага имеют стратегическое назначение. Притом, что разрушенные рельсы достаточно просто восстановить в сравнении с восполнением ущерба от крушения железнодорожного состава. Это привело бы к гораздо более масштабным разрушениям и перерывам в движении.

В результате, Старинов был отправлен в украинский штаб, а Пономаренко продолжал воплощать в жизнь свой план. Не обошлось без традиционного советского формализма. Пономаренко установил для партизанских отрядов определённый план по числу подорванных рельс. Необходимо отметить, что такой подход принес больше вреда. В приказе упоминалось о подрыве не только основных, но и запасных, а также плохо или вовсе не охраняемых путей. В результате многие командиры предпочли взрывать малозначительные пути, неэксплуатируемые ветки. При этом немцы достаточно быстро научились восстанавливать «точечные повреждения», которые, надо сказать, были обычно не более 30-35 сантиметров.

Они изобрели «рельсовый мостик», который накладывался на разрушенный участок. Нехватку полотна гитлеровцы компенсировали с использовавшихся редко бельгийских, голландских веток. Таким образом, «рельсовая война» на первом этапе нанесла по разным оценкам больше ущерба самой Красной армии, нежели немцам. При проведении второго и третьего этапа руководство партизанского движения учло ошибки. В этот раз осуществляли не одиночные «точечные» подрывы, а взрывали рельсы на больших участках, разрушали шпалы. В декабре 1943-го года завершился третий этап. Несмотря на совершённые ошибки, «Рельсовая война» позволила сократить основной грузопоток, который шёл с Европы на Восток, более чем на 30%.

Источник: fb.ru

Комментарии

comments powered by HyperComments

Интересно

Интересно

Делегация Адыгеи на XIX Всемирном фестивале молодежи и студентов

Фоторепортаж ИА «Адыгея Сегодня»

21.10.2017 23:37

Интересно

«Ростелеком» поддержит первую премию для лучших иллюзионистов

Компания учредила специальный приз для видеоблогеров

20.10.2017 15:38

Интересно

В Адыгее создан первый в России питомник самшита колхидского

Здесь вырастят 20 тысяч саженцев реликтового растения

20.10.2017 14:23

Интересно

В Адыгее можно будет наблюдать метеорный поток в созвездии Ориона

Звездопад можно наблюдать невооружённым глазом

20.10.2017 13:20

Новости

Происшествия

Два случая сбыта фальшивых денег выявлено в Адыгее в выходные дни

Обе подделки были номиналом в 1 тысячу рублей

23.10.2017 12:22

Общество

Пятый фестиваль науки МГТУ проходит под девизом «Техносфере - Экобудущее»

Открытие научного форума состоялось в ДК «Гигант»

23.10.2017 11:35

Безопасность

Сотрудники ФСБ обнаружили в Майкопском районе склад боеприпасов

Среди них оказался реактивный трассирующий заряд

23.10.2017 10:36

Общество

1 млн рублей задолженности вернули работникам одной из организаций

Долги погасили после вмешательства прокуратуры Адыгеи

23.10.2017 10:31

Статьи

Туризм

Записки учёного. Как в Кавказском биосферном заповеднике считают оленей.

Специалисты постоянно ведут учет редких животных

19.10.2017 10:46

Интересно

Этот день в истории. Ленд-лиз: Каким было соглашение союзников в 1943 году

Доставка грузов осуществлялась по восьми маршрутам

19.10.2017 09:01

Интересно

Мурат Кумпилов призвал к максимальной открытости в работе с населением

Глава Адыгеи обозначил ряд приоритетных направлений

18.10.2017 15:05

Интересно

Почему беглецы-оппозиционеры часто оказываются разменным материалом

Появились документы из жизни российских экс-депутатов

18.10.2017 14:43

Фоторепортажи

Интересно

Делегация Адыгеи на XIX Всемирном фестивале молодежи и студентов

Фоторепортаж ИА «Адыгея Сегодня»

21.10.2017 23:37

Туризм

Животные и птицы, обитающие в Кавказском заповеднике

Фоторепортаж ИА «Адыгея Сегодня»

20.10.2017 15:49

Интересно

День призывника-2017 в Майкопе

Фоторепортаж ИА «Адыгея Сегодня»

19.10.2017 14:51

Туризм

Осень в горах Адыгеи

Фоторепортаж ИА «Адыгея Сегодня»

17.10.2017 16:50