Майкоп 29 мая, 00:00:00 27 °C

Татьяна Ваганова рассказала, как в Майкопе школьники снимают мультики

Фото: Архив Татьяны Вагановой
Интервью
Автор: Карина Кадиева Читать на Яндекс.Новости

Фрагменты антиутопии Евгения Замятина «Мы» и «Сна смешного человека» Достоевского, поэмы Владимира Маяковского и рассказа Сергея Довлатова – это мультипликационные фильмы, снятые юными майкопчанами, учащимися школы дизайна под руководством её основателя, члена Союза художников РФ Татьяны Вагановой.

Фото: Архив Татьяны Вагановой

За чужой мечтой

- Как появилось в вашей школе дизайна направление «мультипликация»? Почему решили доверить детям столь сложный процесс?

- Я с детства мечтала стать мультипликатором. В каком-то смысле им и стала. Но мне хотелось не просто увлечения для себя, а чего-то более масштабного, образовательного. Чтобы в это были втянуты и дети, потому что, думаю, анимация - процесс, интересный всем.

Настолько интересный, что за три года мы с ребятами сняли пять полнометражных мультфильмов по литературным произведениям из школьной программы.

Долго мы искали необходимое для учебного процесса оборудование. Помогли наши друзья из Москвы: они разработали станок для прикладной анимации (классический вариант мультипликации), на котором ребёнок может самостоятельно работать.

И пошло-поехало. Начинали, конечно, с коротких этюдов - пробовали материалы, выясняли возможности оборудования, границы своих сил. Сюжеты простые: бабочка села на цветок, взлетела, и вдруг её накрыла шляпа, или человек идёт по улице и ногой толкает мяч.

Сюжеты для мультфильмов ребята выбирали сами. Для меня это вопрос принципиальный. Мне интересно, что они сейчас читают, над чем размышляют. Зачем же вырывать человека из процесса познания и навязывать ему своё мнение? Тем более это ребята - 13-18-летние - люди вполне себе самостоятельные и здравомыслящие. Да и нет у нас в студии отдельного направления «анимация». Мы занимаемся дизайном, живописью, рисунком. А мультипликация - это просто дополнительное увлечение. В нашей студии ребята с удовольствием примеряют на себе разные роли: сценаристов, режиссёров, аниматоров, художников, звукорежиссёров, актёров озвучки.

Честно говоря, ставить анимацию на поток я бы не хотела. Чтобы наши ребята создавали мультфильмы, потому что им этого хочется, а не потому что надо. Однако после летней школы в образовательном центре «Полярис-Адыгея» мы договорились, что будем выпускать два полнометражных мультфильма в год.

Есть в наших занятиях мультипликацией и коммерческий интерес: современная реклама, веб-дизайн и маркетинг без анимации не обходятся. Так что, помимо художественных мультиков, ребята учатся разрабатывать GIF- и 2D-анимацию, стоп-моушен, анимацию с бумажными персонажами и так далее. А это уже приобретение навыков в очень популярном сегодня направлении и, возможно, будущая профессия.

На одной волне

- Каковы результаты поисков?

- Сегодня наши ребята могут создать полноценный рисованный, кукольный или прикладной мультфильм. При том что анимацией занимается группа всего из десяти человек, и в зависимости от проекта она постоянно меняется - кто-то приходит, кто-то уходит.

Но мультипликаторами могут быть далеко не все - слишком тяжёлый и кропотливый труд. Малышей в группе анимации нет - чересчур тяжёлое для них занятие. Хотя и для более старших лёгкого мало.

Одно дело, когда ты вдохновился идеей снять мультфильм, совсем другое - когда начинаем разбирать этапы проектирования и воплощения. А их превеликое множество: написание сценария, а это плотная работа с текстом, раскадровка с таймером в руках - что-то вроде комикса, где подробно показаны основные моменты рассказа с акцентами на детали и героев.

Тут же надо представлять себе голоса персонажей, звуки, которые их окружают, потом идёт разработка героев, причём вручную - от эскизного проекта, затем рисунков в цвете. Потом подготовка куклы к съёмке - а это несколько десятков эскизов. Как правило, один и тот же герой и даже отдельные его части создаются в нескольких планах. И только затем - съёмка, монтаж, озвучание.

Если коротко, на минутный мультфильм из трёх простых сцен при плотном и очень упорном труде уходит недели три.

- Есть среди юных мультипликаторов те, кто вас удивляет?

- Есть те, кого не пугает этот упорный труд, кто понимает меня с полуслова и работает со мной, так сказать, на одной волне. Именно так онлайн и оффлайн мы трудимся вместе с 15-летней Аделиной Тугушевой, к 200-летию Фёдора Достоевского создавшей мультфильм «Сон смешного человека».

- Сегодня часто упрекают молодёжь в том, что она нечитающая и недалёкая. А что показывает ваш личный опыт?

- Сколько бы там ни говорили о нечитающей и недалёкой молодёжи, всегда есть дети, которые увлекаются хорошим кино, любят и знают классическую литературу. Мне есть, о чём с ними поговорить, что обсудить, о чём, в конце концов, снимать мультики.

Мне интересно, когда они совсем иначе, чем я, анализируют произведение. И их взгляд цепляет - они порой глубже чувствуют, глубже понимают героев и ситуацию, они и видят сложнее. Посмотрев мультфильм «Сон смешного человека», никогда не скажешь, что его автор - 15-летний ребёнок. Наша с Аделиной новая идея - мультфильм по рассказу Сергея Довлатова.

А вообще, мы на занятиях не работаем, мы кайфуем - делаем то, что нравится. Это при том, что в этом возрасте ребята очень загружены. Но какими надо быть целеустремлёнными, чтобы после школы и многочисленных репетиторов выходить в skype или whatsapp, засиживаться там до полуночи ради создания минутного фильма! Лично у меня это вызывает уважение.

Учение в наслаждение

- Чем, на ваш взгляд, привлекает ребят столь трудоёмкий процесс?

- Возможностью оживить картинку - плод твоей или чужой фантазии. В процессе работы ребята наблюдают, как их персонажи оживают, как движение появляется там, где его нет.

Работа над мультфильмом может начаться с необычного героя или вымышленного мира, может родиться из небольшой идеи. А создание мультфильма по уже готовому произведению (стихотворению или прозе) - это вообще самый простой выход для юного мультипликатора. По сути, уже наполовину готовый сценарий. Что, в свою очередь, часто выводит ребят на чтение и подробный анализ литературного первоисточника.

Наш учебный процесс на школу не похож. На занятиях я никогда не запрещаю пользоваться гаджетами: ребята ищут в интернете референсы - детальные изображения анатомии животных, движений животного и человека. Но при этом в гаджетах никогда не залипают. Вообще, жёстких табу у нас нет - всё очень весело и душевно.

- В одном из интервью академик Сергей Капица сказал: «Эпистолярное наследие Дарвина - 15 тыс. писем. Переписка Льва Толстого тоже занимает не один том. А что останется после нынешнего поколения? Их эсэмэски будут издавать в назидание потомкам?» Ваше мнение на этот счёт?

- Я бы не была столь категоричной. Ведь не все люди войдут в историю, как Дарвин и Толстой. И всё же... Мультфильм «Ёжик в тумане» Юрия Норштейна с сюжетом, явно не сравнимым с романом «Война и мир», и сегодня остаётся одним из шедевров анимации, горячо любимым несколькими поколениями.

Конечно, то, что делают наши ребята сейчас, нельзя назвать мировым или материальным наследием. Но поверьте, когда они занимаются такими тонкими вещами, как анимация, то вырастают совсем другими людьми. Потому что обращают внимание на какие-то трогательные моменты, которые раньше даже не замечали.

Технологии - вещь важная. Но когда ребёнок делает что-то своими руками, он реализует своё собственное «я», имеет возможность выразить себя в своих работах, пусть даже это будут минутные мультфильмы.

Их авторы незаметно для себя раздвигают границы привычного, по-другому начинают относиться друг к другу, к процессу создания фильма, они по-новому открывают и по-новому чувствуют этот мир и его вечные ценности.

------------------

Татьяна Ваганова родилась в пос. Эгвекинот Магаданской области. В 2007 г. окончила Краснодарскую художественно-промышленную академию. В 2009 г. окончила аспирантуру Строгановской академии. Преподавала дизайн в МГГТК АГУ, затем в образовательном центре «Полярис-Адыгея». Дизайнер, руководитель школы дизайна.

Читайте также

Анна Нетребко вернулась на сцену театра «Ла Скала»

Оперная артистка дебютировала в Милане в 1998 году

28.05.2022 09:55

Как провести досуг в Майкопе. Афиша городских мероприятий

Жителей и гостей республики ждёт обширная программа

28.05.2022 08:45

Журналистов из Адыгеи пригласили участвовать в федеральном конкурсе

Его в рамках телефестиваля проводит Гильдия кинорежиссеров

27.05.2022 16:23

Детская библиотека Адыгейска готовится к открытию в статусе модельной

В 2021 году учреждение выиграло грант и модернизировалось

27.05.2022 14:00

Майкоп

Чернышенко и Кумпилов на плато Лагонаки обсудили создание экокурорта

Реализация проекта даст импульс развитию туризма

29.05.2022 12:08

Рамзан Кадыров сообщил о взятии Северодонецка под российский контроль

По его словам, все позиции противника уничтожены

28.05.2022 22:22

Население города - курорта Сочи выросло в два раза

В 2010 году население города составляло 420 тысяч человек

28.05.2022 22:13

В Майкопе продолжат застройку западной части и микрорайона Михайлово

Есть планы по развитию Яблоновского и Новой Адыгеи

28.05.2022 21:39

Интервью

Хейсам Биттар рассказал о баскетболе и принципе мушкетёров

Как в Адыгее возрождается юношеский баскетбол

20.04.2022 22:35

Главный судебный пристав Адыгеи рассказал о новшествах в отношении должников

Как можно законно сохранить минимальный доход

31.03.2022 10:20

Аслан Хакуй: Положим великое наследие в сундук, тогда - прощай, Россия

И. о. худрука Нацтеатра Адыгеи – о вечном и современном

14.12.2021 20:53

Нафисет Кидакоева рассказала о стиле в провинции и приятном шопинге

Что должно быть в гардеробе взрослой женщины?

17.11.2021 11:10

Новости

Чернышенко и Кумпилов на плато Лагонаки обсудили создание экокурорта

Реализация проекта даст импульс развитию туризма

29.05.2022 12:08

Рамзан Кадыров сообщил о взятии Северодонецка под российский контроль

По его словам, все позиции противника уничтожены

28.05.2022 22:22

Население города - курорта Сочи выросло в два раза

В 2010 году население города составляло 420 тысяч человек

28.05.2022 22:13

В Майкопе продолжат застройку западной части и микрорайона Михайлово

Есть планы по развитию Яблоновского и Новой Адыгеи

28.05.2022 21:39

Статьи

Вице-премьер РФ и глава Адыгеи посетили Парк науки и инноваций

Чернышенко отметил потенциал для подготовки ИТ-кадров

27.05.2022 20:30

Геннадий Тхайцухов - о развитии метрологии в Республике Адыгея

20 мая мир отмечает Всемирный день метрологии

20.05.2022 12:44

Комиссия Минстроя Адыгеи проверила качество отремонтированных дорог

Инспекция обследовала 10 участков дорог в Майкопе

26.04.2022 12:00

ЦУР Адыгеи и Банк России в РА информируют о способах защиты от кибермошенников

Почему многие люди действительно теряют бдительность

25.04.2022 14:57

Фоторепортажи

«Бессмертный полк» в Майкопе. Фоторепортаж

Акция собрала свыше 36 тысяч человек

09.05.2022 19:13

Открытый 1-й Этап по стендовой стрельбе "Кубок 100летия Республики Адыгея- 2022 г"

Фоторепортаж с места события

08.05.2022 12:24

В Майкопе открылась выставка костюмов из фильма «Графиня Аиссе»

В экспозиции представлены свыше двухсот предметов, отображающих первую половину XVIII века

24.04.2022 10:14

Фоторепортаж: Глава РА посетил объекты культуры в Гиагинском районе

Все объекты были отремонтированы в рамках нацпроекта

16.02.2022 09:29