Аслан Хакуй: Положим великое наследие в сундук, тогда - прощай, Россия
14.12.2021 20:53
«Когда я учился в ГИТИСе, к нам приходили читать лекции профессора соседнего Института русского языка и литературы. Из лекций я узнал: словарный запас Пушкина составлял 36 тыс. слов, Толстого - 31 тысяча, Чехова - 12 тыс. слов. Наш бытовой запас хорошо если наскребёт 300-500 слов. Мы постепенно скатываемся к речи Элочке Людоедки», - считает и. о. худрука Национального театра Адыгеи им. И.Цея Аслан Хакуй.
Пристанище искусства
- 4 декабря исполняется 12 лет со дня открытия в Майкопе Пушкинского дома. Что для Национального театра значит это здание?
- Для нас это даже не дом, а храм, в котором мы творим, где проводим половину своей жизни.
Пушкинский дом - это краткая история театральной жизни Адыгеи. Сейчас из старшего поколения здесь остался только народный артист Адыгеи Чатиб Паранук. Вместе со своими сверстниками он 20-летним юношей пришёл в театр и служит в нём до сих пор.
Мы не можем без театра - это закон сцены. Под конец жизни легендарная актриса Малого театра Елена Гоголева не могла ходить, но даже в свои 93 года она продолжала играть - её на коляске выкатывали на сцену.
Как-то на вопрос «Вы не ушли из театра?» заслуженный артист России Заур Зехов ответил: «У нас не уходят, у нас выносят». Так же, как на спектакле, под аплодисменты зрителей, которые тебя любили.
Театр - мир особый. В Майкопе у него и здание особое. Ведь Пушкинский дом был изначально построен как культурный центр. Об истории народного дома можно говорить бесконечно. Именно сюда в начале XX в. перенесли свои репетиции и постановки артисты самодеятельного театрального кружка. Причём, известно, что его участники отличались таким профессионализмом, что их гастроли устраивались даже в Александринском театре и во МХАТе.
------------------
Аслан НЕХАЙ: Мы забыли, что любое государство держится на трёх китах: образовании, здравоохранении и культуре. Потому что только образованные, культурные и здоровые люди в силах поднять экономику.
------------------
Гастрольные афиши кружковцев украшали такие названия, как «Пиковая дама», «Аида», «Сказки Гофмана», «Цыганская любовь», «Весёлая вдова», «Марица» и «Баядерка», даже «Саломея» Оскара Уайльда. Вместе с остальными любителями на сцену Пушкинского дома выходил городской голова.
Может, причиной тому - особая аура Майкопа, атмосфера Пушкинского дома, но постепенно это небольшое здание выросло в памятник культуры, охраняемый государством. Точно так же, как самодеятельный театр перерос со временем в профессиональный.
- Уже долгое время в Пушкинском доме идёт капитальный ремонт. Сегодня здание может похвастать обновлённым фасадом. На каком этапе сейчас находятся ремонтные работы?
- Пушкинский дом сейчас переживает не просто капремонт, а полную реставрацию. Это процесс длительный. К примеру, реставрация Новодевичьего монастыря длилась восемь лет. Так что мы ещё малой кровью обошлись.
Долго готовилась проектно-сметная документация, подбирались те же материалы, которые использовали при строительстве, или им искали аналогичную замену.
Но я человек суеверный - боюсь говорить о грядущих этапах любых работ: и ремонтных, и творческих.
Могу сказать одно: в скором будущем очень надеемся справить новоселье. У нас сейчас есть несколько спектаклей, которые готовы к показу в обновлённом здании. Недавно выпустили постановку «Вернёшься - Бог примет!» по пьесе и в режиссуре Инвера Нагоя, Зуральбий Зехов поставил спектакль «По волне мечты».
Но пока, как и Русский драматический, мы гостим на сцене КЗ «Нальмэс» с надеждой в ближайшее время вернуться домой.
Загадки трёх китов
- Пушкинский дом был открыт к 100-летию великого поэта. Когда-то знать стихотворения Пушкина считалось хорошим тоном, признаком интеллигентности. А сейчас много ли таких?
- А как вы думаете? Недавно пролистал учебник литературы и ужаснулся: немного Лермонтова, страничка Пушкина, пол-абзаца о Достоевском и чуть - про Льва Толстого. Всё остальное - так сказать, современные авторы. Ну, и откуда молодой человек будет знать поэзию Пушкина?
--------------------
Аслан ХАКУЙ: Наша система образования ушла не в ту сторону: мы отказались от хорошего, взяв на вооружение ненужное. То же, что произошло со здравоохранением и культурой.
--------------------
Мы забыли, что любое государство держится на трёх китах: образовании, здравоохранении и культуре. Потому что только образованные, культурные и здоровые люди в силах поднять экономику.
Мы ж не пещерные жители: мамонта забили, съели и всё. Но даже пещерные люди после трапезы оставляли рисунки на стенах для потомков. А что мы оставим потомкам с таким образованием и здравоохранением?
Уже известные российские политики заговорили: давайте, мол, откажемся от ЕГЭ. Давно пора. Это нормально, когда дети идут на ЕГЭ, как на эшафот? Достоевский писал: «Целый мир не стоит даже одной слезинки замученного ребёнка». Почему же мы заставляем детей проходить через этот ужас? Чего ради?
Потому они и не знают Пушкина, а вместе с ним, по сути, истории родной страны. Им под видеокамерами и металлодетекторами ЕГЭ не до поэзии.
- Кто-то называет Пушкина устойчивым национальным брендом, кому-то он известен только как памятник. Но и те, и другие часто сходятся во мнении, что его стихи и проза безнадёжно устарели.
- Я не выдержу слова «бренд» рядом с именем гениального поэта. Думаю, и Пушкин, если бы услышал, что его обозвали брендом, сломал бы, наверное, гусиное перо и не написал бы больше ни строчки.
Бренд - это торговая марка, фирменный знак. А Пушкин создал русскую литературу, стал воплощением её величия и красоты. Он писал о вечных ценностях, он так точно рассказал о русской жизни, как до него никто и никогда. Россия со всей её многогранностью и сложностью и Пушкин - явления созвучные. Одно не может существовать без другого.
Пушкин - тот, кто чётко и ясно рассказал нам о нас, определил национальное кредо россиян на многие столетия: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Хорошо ли это - лишь мыслить и страдать, вопрос. Но точнее определить суть русской жизни, по-моему, нельзя.
Знаете, почему легко переводится Достоевский? Тема психологии понятна Западу. Почему тяжёл в переводе Пушкин? Потому что дело тут не в сюжете, а в языке. Без него пропадает волшебство, уникальная интонация, поэтичность образов превращается в банальность.
Так что разговоры о том, что Пушкин устарел, звучат как симптом тяжкой духовной болезни общества, теряющего связь со своими культурными корнями.
--------------------
Аслан ХАКУЙ: Наши дети не знают Пушкина, а вместе с ним, по сути, и истории родной страны. Им под видеокамерами и металлодетекторами ЕГЭ не до поэзии.
--------------------
Настоящая, великая литература занимается вечными вопросами: что такое жизнь, смерть, добро, зло, любовь, что такое, в конце концов, человек. Разве такая литература может устареть?
Могут устареть Чайковский и Серов? Нет. Мир и сегодня слушает музыку Чайковского и восхищается полотнами Серова. Но если наследие великих авторов мы благополучно сложим в сундук и забудем, тогда - прощай, Россия.
Мимо чужой боли
- Но для детей XXI века фрагмент «Евгения Онегина»: «Ямщик сидит на облучке в тулупе, в красном кушаке» звучит как китайская грамота.
- А зачем в классе учитель? Разве не для того, чтобы рассказать, кто такой ямщик, что такое облучок, кушак, тулуп, и пополнить и без того скудный словарный запас детей? А заодно погрузиться с ними в мир русской деревни XIX века?
Я часто слышу, что отвращение к литературе человек испытал ещё в школе. Знаете, о чём это говорит? О том, что ровно те же чувства она вызывала у учителя. Но сегодняшние учителя - это тоже дети ЕГЭ. И тут мы возвращаемся к трём полузабытым китам государства.
- Известный литературовед-пушкинист Валентин Непомнящий как-то сказал: «Мне не Пушкина жалко. А людей, которые живут без него». Что может дать нашему прагматичному веку поэзия двухвековой давности?
- При чём здесь практическая польза? А душа уже не волнует, духовное - за бортом? Почему мы проходим мимо чужой боли, не замечая её? Почему мы стали такими жестокими и равнодушными? Да потому что Пушкина не читаем. Да, он не даёт денег и статусности в обществе. Но он даёт ориентиры: как тебе жить и как воспитывать своих детей.
А потому мне искренне жаль тех людей, которые не слушали Рахманинова и Шостаковича, не знают поэзии Лермонтова и Баратынского. Они теряют такие ценности, без которых очень трудно оставаться человеком.
Наши дети не знают Пушкина, а вместе с ним, по сути, и истории родной страны. Им под видеокамерами и металлодетекторами ЕГЭ не до поэзии.
Досье
Аслан Хакуй родился в 1957 г. в ауле Пшекуйхабль Теучежского района. В 1986 г. окончил ГИТИС по специальностям актёр, режиссёр. Работал в Московском театре «На Малой Бронной», Московском театре пластической драмы Г. Мацкявичуса. С 1987 г. - актёр Национального театра Адыгеи им. И. Цея, с 2003 г. - режиссёр, с 2004 г. - профессор ГИТИСа. Заслуженный деятель искусств РА, заслуженный артист Калмыкии.