Сергей Самойленко: Мы запоминаем рост цен, но часто не замечаем их снижения
16.04.2024 09:15
О ценах, причинах их изменения, прогнозах по инфляции, а также о том, как развивается экономика региона в нынешних условиях ИА «Адыгея сегодня» рассказал управляющий Отделением Банка России-Национальным банком по Республике Адыгея Сергей САМОЙЛЕНКО.
- Почему официальная инфляция отличается от того роста цен, которые люди видят в магазинах?
Когда мы говорим об инфляции в стране или регионе, то речь идет о ценах на достаточно большой набор товаров и услуг – всего около 570 наименований. По всем этим позициям инфляцию рассчитывает Росстат. При этом наши личные ощущения могут отличаться от общей цифры, потому что потребительская корзина у каждого своя. Например, одни чаще покупают кофе, а другие – чай, кто-то пользуется общественным транспортом, а кто-то личным. А еще важно, что люди склонны переоценивать инфляцию.
Мы часто запоминаем и замечаем товары, цены на которые выросли, и не замечаем те, которые подешевели. Например, в конце прошлого года выросли цены на яйца. При этом, наверняка, многие не заметили, что в то же время у нас подешевели макаронные изделия и плавленые сыры. Кроме того, мы обращаем больше внимания на цены тех продуктов, которые покупаем чаще. А инфляция – это все-таки суммарный показатель.
По данным Росстата, годовая инфляция в Адыгее в феврале увеличилась до 8%, а по России в целом – до 7,7%.
Кстати, на сайте «Финансовая культура» создан специальный калькулятор, где каждый человек может получить расчет личной инфляции в соответствии со своим собственным набором потребляемых товаров и услуг.
- Что больше всего повлияло на изменение цен в республике?
- В целом в Адыгее изменялись в связи с повышенным потребительским спросом, а также ростом издержек производителей и поставщиков. Яркий пример – импортные подержанные автомобили. Их предложение на рынке снизилось, но спрос при этом оставался высоким, и цены на иномарки выросли. Еще подорожали свежесрезанные цветы. Причины – повышение отпускных цен на оптовом рынке, в том числе из-за увеличения расходов на логистику, также сказался рост затрат на аренду помещений и зарплату. В этих условиях продавцы цветов перекладывали свои издержки в цены.
При этом цены на овощи и фрукты хоть и росли в годовом сопоставлении, но медленнее, чем в январе. Например, на огурцы и апельсины. Это произошло потому, что в регионах-поставщиках увеличилось производство тепличных овощей и вырос объем импортных поставок.
Напомню, что рост цен – это естественный процесс. Цель Банка России – инфляция вблизи 4%, именно такая низкая инфляция комфортна для потребителей и предпринимателей, и позволит экономике развиваться.
- Как регулятор оценивает сегодняшнее отклонение уровня инфляции от цели?
- С декабря прошлого года цены растут намного медленнее: на 6-7% в пересчете на год, а осенью 2023 года они превышали 14%. Но, это еще далеко не та скорость роста цен, которая нас устраивает. Отклонение от нашей цели по инфляции – вблизи 4% в целом по стране – еще значительное. Мы будем продолжать непреклонно возвращать инфляцию к цели. Для этого требуется поддерживать жесткие денежно-кредитные условия, иными словами, сохранять ключевую ставку на повышенном уровне, причем довольно длительное время. С учетом проводимой Банком России политики годовая инфляция в целом по стране снизится до 4 – 4,5% в 2024 году и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем.
- Ключевая ставка остается высокой, а значит и банковские ставки тоже. Люди предпочитают сберегать?
- Действительно, сейчас ключевая ставка Банка России – 16% годовых. Банковские ставки по вкладам остаются высокими, а значит привлекательными для граждан – люди больше сберегают.
В Адыгее привлеченные средства граждан (без учета счетов эскроу) за год увеличились в банках на 23% и к началу марта составили более 40 млрд рублей.
Доход по вкладу компенсирует инфляцию, так как ставка по вкладу сроком даже на один год выше, чем инфляция, прогнозируемая Банком России по итогам 2024 года. Те проценты, которые банки предлагали в начале года и которые получит вкладчик, когда его вклад закончится, перекроют общий рост цен за это время. При росте доходов человек может постепенно увеличить потребление.
- А какая ситуация с кредитованием в регионе? Что будет со ставками по кредитам?
- Кредитная активность в республике уже с ноября прошлого года несколько снизилась, но неравномерно. Замедлился рост розничного кредитного портфеля, в основном из-за ипотеки. На начало марта ипотечный портфель жителей региона был в 1,5 раза больше, чем год назад. При этом на начало декабря 2023 года он был еще больше – в 1,6 раза. Несмотря на снижение годовой прирост ипотеки остался очень высоким. Потребительское кредитование в феврале, напротив, несколько активизировалось. Портфель потребительских кредитов стал больше, чем год назад на 23%, а за весь прошлый год он вырос на 20%.
Между тем в регионе значительно увеличился корпоративный кредитный портфель. На начало февраля годовой прирост – свыше 47%. Это связано со значительными выдачами кредитов региональным компаниям, которые работают с недвижимостью – в республике идет активное строительство, в том числе туристической инфраструктуры. Также расширению корпоративного кредитования помогали льготные госпрограммы.
Что касается ставок. Ипотечные ставки, например, в среднем по рынку региона в феврале выросли в 1,2 раза в годовой оценке. Высокая ключевая ставка притормаживает кредитование, что сейчас и происходит. В части прогноза: вслед за устойчивым снижением инфляции и ее ожиданий Банк России начнет снижать ключевую ставку, а значит ставки по кредитам пойдут вниз, в том числе и по рыночной ипотеке.
- Расскажите, как наш бизнес работает в условиях санкционных ограничений?
- Из-за санкций предприятия всей страны, и Адыгеи в том числе, пережили определенную трансформацию. Произошли изменения в сфере логистики. Компании перешли на новые рынки, нашли новые направления поставки продукции. Для наращивания импортозамещения крупные промышленные предприятия республики проводят модернизацию и расширяют свои производства, в том числе за счет строительства новых объектов. Сельскохозяйственные организации перешли на отечественные семена, причем качество готовой продукции не уступает импортной.
По результатам опросов Банка России, в марте индикатор бизнес-климата в регионе характеризовался улучшением ожиданий региональных предприятий в сфере производства и спроса. Загрузка производственных мощностей в республике на конец прошлого года в среднем была около 60%, наиболее высокая, порядка 90%, – в сфере обработки.
Информацию о «самочувствии» предприятий региона, о проблемных моментах мы получаем напрямую от бизнеса. В этом помогает мониторинг предприятий Банк России. Опросы проводим уже более 25 лет. В них ежемесячно участвуют около 15 тысяч предприятий страны ключевых отраслей, в том числе – 165 из Адыгеи. На основе широкого спектра информации, включая мнения бизнеса и оценку экспертов, Банк России составляет обзоры экономической ситуации в целом по стране и публикует доклад по региональной экономике на официальном сайте.
Результаты опросов предприятий учитываются при принятии решений по ключевой ставке.