Аналитики составили поколенческий портрет самозанятых
17.06.2025 12:08

Миллениалы, родившиеся в 1981–1996 годах, стали драйвером роста самозанятости в России, большинство выбравших этот формат работы – мужчины, а в 2025 году ряды самозанятых стали пополнять дети поколения Alpha. ВТБ изучил поколенческий состав* среди своих клиентов и представил результаты накануне ПМЭФ–2025.
По данным банка, почти половина самозанятых (48%) – это поколение Y (1981-1996 гг. рождения). Выросшие в эпоху цифровых технологий, миллениалы ценят свободу и гибкий график, а онлайн-инструменты помогают им дистанционно вести дела. На втором месте – более опытное и прагматичное поколение X (1965-1980 гг.), составляющее 29%. Доля ищущего баланс между работой и личной жизнью поколение Z (1997-2010 гг.) – 16%, а бэби-бумеров (1946-1964 гг.) – всего 5%.
Есть среди самозанятых и представители «молчаливого поколения» (родившиеся до 1945 года). Самые старшие из них (90+) живут в Удмуртии и Ульяновской области, все они – женщины. Представители самого молодого поколения Alpha (2011-2024 гг.) стали появляться в банке в этом году – оформить самозанятость в России можно с 14 лет.
Чаще всего самозанятость выбирают мужчины (60%). Особенно это заметно в поколении зумеров: 64% самозанятых – парни и только 36% – девушки. Среди миллениалов и представителей поколения Х соотношение примерно одинаковое (60% мужчин, 40% женщин). У бумеров разрыв меньше (56% мужчин), так как женщины после выхода на пенсию тоже активно ищут возможность дополнительного заработка и самореализации.
«Самозанятые – это быстрорастущая и очень важная часть российской экономики. По нашим оценкам их число в 2026 году достигнет 20 млн человек. Мы видим, какой огромный вклад самозанятые вносят в развитие предпринимательства и считаем своей ключевой задачей создание комплексной системы поддержки, способствующей их росту и развитию», – отметил Денис Бортников, заместитель президента – председателя правления ВТБ.
По данным банка, среди самозанятых встречаются не только репетиторы, консультанты, IT-специалисты, ремонтники, грузоперевозчики и косметологи, но и редкие специалисты. Они дают уроки каллиграфии, делают фамильные дипломы, доставляют раков, шьют амуницию для собак, создают восковые модели и музыкальные инструменты.
*Использованы общепринятые в России условные границы поколений для анализа общих тенденций.