Уляпский клондайк: Как адыгский аул вошёл в историю мировой археологии
08.06.2021 21:40
Сегодня золотой ритон «Пегас», найденный близ аула Уляп, называют жемчужиной Особой коллекции Государственного музея Востока. А Уляпские курганы стали частью не только российский, но и мировой археологии.
«Санька - золотая ручка»
40 лет прошло со времён знаменитой Кавказской археологической экспедиции под руководством известного археолога, профессора Александра Лескова. Она подарила миру не только понимание богатой меотской культуры. В далёких 80-х в Адыгее, близ аула Уляп, советские археологи нашли 40 тыс. сенсационных артефактов меотской культуры. Причём, только золотых находок - больше тысячи.
Ещё в конце XIX в. Николай Веселовский нашёл в 9 курганах близ аула Уляп бронзовые, серебряные и золотые артефакты (в своей книге «Записки археолога» Александр Лесков назвал находки своего предшественника «великолепными образцами меото-скифского звериного стиля»). Сегодня эти артефакты - основа коллекции Золотой кладовой Эрмитажа.
Но чтобы организовать ещё одну экспедицию к Уляпским курганам, потребовалось много усилий. В Государственном музее Востока в Москве был даже организован специальный отдел материального культуры древнего искусства народов Востока. Его и возглавил известный археолог, профессор Александр Лесков.
- Лескову всегда сопутствовала удача. После экспедиции к Красноперекопским курганам (в то время Украинская ССР – Прим. Ред.) и охранно-спасательных работ на водоканале Крыма, где было найдено множество золотых артефактов, коллеги в шутку прозвали Александра Михайловича «Санька - золотая ручка». А его следующая, Кавказская экспедиция в Адыгею до сих пор остаётся самой крупной, продолжительной (длилась 4 года) и самой результативной (найдено 40 тыс. артефактов), - рассказал доктор исторических наук, главный научный сотрудник Государственного музея искусств народов Востока Владимир Эрлих, в 2007 г. возглавивший новую экспедицию к курганам Уляпа.
Удача и в Адыгее была на стороне Лескова. Хотя полевые работы у станицы Новосвободной, у озера Четук и в районе аула Шенджий сам он не считал удачными.
«К концу полевого сезона среди наших находок не оказалось памятников эпохи неолита-бронзы и скифской поры - периодов, наиболее прославивших археологические памятники Адыгеи», - писал учёный в своих мемуарах.
Время и случай
И тут в судьбу экспедиции вмешался счастливый случай. В одну из поездок в Майкоп, Лесков в краеведческом музее увидел фрагменты скифского литого бронзового котла, вырванного при пахоте у аула Уляп.
«Само название аула Уляп заставляет сердце археолога биться учащённо», - писал Лесков.
Уже на следующий день он был там и встретился с трактористом, нашедшим котёл. Тот и показал археологу место находки.
«Внимательно осматриваем насыпь; находим обломки керамики, кости животных. Вероятно, пахотой нарушено впускное в курган погребение или ритуальная площадка, где совершался обряд тризны. Свои наблюдения изложил руководству области: пахать здесь больше нельзя, курган нужно срочно раскопать», - вспоминал Лесков.
-----------------
Руководство Адыгейской автономной области пошло навстречу: пахоту не только прекратили, но и вывели курганы из состава сельхозземель. Именно поэтому спустя 40 лет легендарную Кавказскую экспедицию 80-х назовут спасательной.
-----------------
Но трудности на этом не закончились. Во время раскопок была сильная засуха: земля так иссохла, что наши ножи просто ломались.
- Первые же находки оказались настолько интересны, что оторвать народ от раскопок было уже невозможно. К тому же, у Александра Лескова, великолепного организатора, был девиз: «Сначала создай условия, потом требуй результаты». Так что трудились не покладая рук, - рассказал участник легендарной экспедиции, старший научный сотрудник Национального музея РА Аслан Тов.
Уже при раскопках Первого Уляпского кургана упорство археологов было вознаграждено.
«Сразу же появляются какие-то мелкие фрагменты серебряной пластины. Прежде чем её окончательно расчистить, решаю найти её границы. Острие ножа осторожно погружается в землю, плавный поворот, и под отколовшимся комком земли блестит что-то золотое. Меняю нож на скальпель и кисточку. Проходит несколько томительных минут, и из земли смотрит, сияя на солнце, золотой глаз оленя. Кажется, что две с половиной тысячи лет олень ждал встречи с солнцем, и этот день настал!», - пишет в книге «Записки археолога» Александр Лесков.
Это и было легендарное навершие в виде головы оленя V-IV вв. до н.э. А с южной стороны кургана археологи нашли две расписные панафийские амфоры и череп коня с железными удилами и псалиями.
Сокровища под ногами
Своей удачей и опытом Александр Лесков щедро делился с молодыми коллегами. Как считает заместитель заведующего отделом археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа Юрий Пиотровский, именно в Кавказской экспедиции сформировалось поколение настоящих учёных, благодаря которым сегодня развивается российская археология. А 40 лет назад эти молодые археологи также стали авторами уникальных находок.
- Знаменитый ритон «Пегас», а вместе с ним и рог-ритон «Пантера» буквально спас из-под гусениц трактора единственный в экспедиции сотрудник Эрмитажа Феликс Балонов. У боковой насыпи в основании одного из курганов он внезапно остановил трактор, снимающий очередной слой земли. И на глубине всего 60 см Феликс обнаружил целую сокровищницу.
----------------
Аслан ТОВ: Ещё бы один проезд трактора, и эти золотые артефакты были бы уничтожены. Но, благодаря интуиции учёного, спасёнными оказались не только два золотых ритона, но также гладкая золотая гривна весом больше килограмма, больше 20 золотых нашивных бляшек в виде фигурок оленя, стоячих уточек, лежащего лося. Эти находки стала сенсацией - такие вещи не встречались ни у меотов, ни у скифов.
----------------
По словам Эрлиха, сложно переоценить значение Кавказской экспедиции. Десятки тысяч найденных экспонатов меотской культуры (V-IV вв. до н.э.) - это сокровища мировой цивилизации.
- Находки Уляпских курганов входят в археологический словарь, изданный на Западе. И сегодня ритону «Пегас» равных в мире просто нет - находок такого уровня очень мало. И вовсе не потому, что это золото. Это, прежде всего, высокое искусство, - подчеркнул учёный.
А сам Лесков в «Записках археолога» написал, что даже не может передать чувства, которые владели им, пока шла расчистка и фиксация уляпских находок.
«За почти два десятилетия полевых работ в Украине мне не довелось не то, что расчищать, но даже видеть столь значительную площадь, заполненную находками, да к тому же такого класса. Все это удивляло и восхищало - ведь вещи оказались практически на поверхности. А что было бы, если бы плуг не вырвал котёл, если бы его не передали в музей, а просто выбросили, как ненужный хлам?», - размышлял Лесков.
И сегодня в Адыгее Кавказская археологическая экспедиция Государственного музея Востока продолжает свою работу. На этот раз - на комплексе «Шушук» в Майкопском районе. Руководит раскопками В. Эрлих. И вновь учёные находятся на пороге сенсации.
Если научно подтвердится идентичность артефактов из комплекса «Шушук», находок в посёлке Гавердовском и на могильнике «Севастопольский», можно будет говорить о целой постдольменной археологической культуре, найденной в Адыгее.