Майкоп 22 декабря, 00:00:00 3 °C

Курс ЦБ РФ на 20.12: 80.72 94.51

Песенников: Как южанам защитить себя и близких от ЖКХ-фишинга и социальной инженерии

Фото: предоставлено пресс-службой банка
Экономика
Автор: Адыгея Сегодня Читать на Яндекс.Новости


Сфера ЖКХ стала в 2025 году одной из самых частых для фишинга через поддельные уведомления, фальшивые приложения и «важные сообщения» в мессенджерах от имени коммунальных компаний.

В декабре число таких атак растёт: собственники в третьей декаде получают много платёжных документов и перерасчётов, и мошенникам проще маскироваться под официальные сообщения, в том числе - применяя социальную инженерию. В пресс-службе Юго-Западного Сбербанка объяснили, как устроены 4 такие схемы, назвали 5 сигналов и дали советы по защите с помощью простых правил кибербезопасности.
Анатолий Песенников, Председатель Юго-Западного банка Сбербанка:
«На уловки мошенников под видом ЖКХ ранее попадались преимущественно южане среднего и пожилого возраста. Сегодня это всё больше и молодёжь. Важно во время звонков и соцсетях не сообщать персональные и банковские данные, коды из СМС и пароли, быть бдительными к звонкам и сообщениям с незнакомых номеров, а также к нетипичному поведению близких, представителей коммунальных компаний и ТСЖ. Для дополнительной защиты советуем ещё раз рассказать родным и близким об опасности общения с мошенниками, помочь установить им бесплатный определитель мошеннических звонков, вместе изучить распространённые схемы и способы защиты».
ЖКХ — одна из самых уязвимых для фишинга и социальной инженерии. Южане привыкли регулярно получать уведомления от УК, ресурсоснабжающих организаций и ТСЖ. Квитанции, напоминания о передаче показаний и плановых работах их не настораживают. Многие люди (особенно старшего поколения) воспринимают ЖКХ как работающую по чётким правилам сферу. Мошенники пользуются этим чувством ответственности и желанием «не затягивать». Цифровизация ЖКХ дала удобство, но и создала зону риска: все привыкли переходить по ссылкам, загружать приложения, получать уведомления в мессенджерах. Мошенникам стало проще имитировать официальные сервисы, получать доступ к личным кабинетам, мобильным приложениям и электронным квитанциям. Структура отрасли в разных регионах, городах и районах своя: много УК с похожими названиями, часто обновляются тарифы и форматы платёжных документов. Это даёт поддельным сайтам или квитанциям бОльшую убедительность и возможность встроиться в реалистичный контекст.
• Электронные письма с похожих на адреса УК или расчётных центров. В письме говорится о необходимости установить «новое приложение для оплаты ЖКХ», «обновить личный кабинет собственника», «перейти на единую систему начислений» или «установить приложение для учёта отопления». Такие письма выглядят убедительно: используют логотипы УК, официальные формулировки, но и ссылки на фальшивые домены, QR-коды, установочные файлы, которые запускают вредоносное ПО.
• СМС, письма и сообщения в мессенджерах о начислениях за коммунальные услуги. Приходит сообщение о «второй квитанции за месяц», «доплате за отопление», «задолженности», «необходимости срочно подтвердить оплату». Внутри – очень похожие на логотип, интерфейс, реквизиты и ссылка или QR-код, которые ведут на сайт для сбора данных. При переходе человек вводит данные банковской карты или авторизуется через стилизованную под Госуслуги форму. То есть - передаёт злоумышленникам доступ к своим средствам и персональной информации. Распознать подделку непросто, особенно если ждёшь такое письмо и открываешь её с телефона «на бегу» между накопившимися предновогодними делами.
• Фальшивые аккаунты УК или председателей ТСЖ. Приходит сообщение от «старшего по дому» о срочной проверке пожарной сигнализации, обновлении системы безопасности или необходимости авторизоваться в новом сервисе. Внутри - ссылка на поддельный бот, где якобы «для подтверждения личности» надо указать номер телефона и код из СМС. На самом деле вы даёте доступ мошенникам к Госуслугам или другим сервисам. Они сразу меняют контакты, оформляют от вашего имени заявки, выманивают деньги под предлогом взлома.
• Звонки от «сотрудника УК, ресурсоснабжающей организации, председателя ТСЖ» с заранее продуманной и созданной именно для вас легендой. Повод очень правдоподобен: плановая замена домофона или дверей в подъезде, установка индивидуальных кодов домофона или умных приборов учёта, обновление пожарной сигнализации, поверка счётчиков, подключение льготных тарифов или уточнение начислений. В итоге надо продиктовать код из СМС под видом «подтверждения заявки», «синхронизации данных» или «доступа в систему пожарной безопасности». На самом деле это СМС содержит одноразовый пароль от Госуслуг, личного кабинета банка или оператора связи.
Как распознать мошенников?
1. По ссылке: УК используют свои домены и официальные личные кабинеты. Любые отличающиеся от привычных даже одним символом сокращённые ссылки, странные комбинации букв или сайты требуют особой осторожности;
2. Ультимативность: Сообщения о срочной необходимости оплатить долг «во избежание пени», «до отключения услуги» или «до выезда мастера» давят психологически на человека. Реальные УК предупреждают о задолженностях заранее и не требуют немедленных действий;
3. Нехарактерное поведение: Если председатель ТСЖ пишет вам с нового номера или новый сотрудник УК просит пройти авторизацию в боте. В сфере ЖКХ не используют мессенджеры для передачи персональных данных, тем более - для запроса кодов из СМС;
4. Установка приложения через файл или сторонний сайт: Официальные сервисы доступны на проверенных порталах, приложение «по ссылке» и APK-файл могут иметь вредоносный код;
5. Продиктовать код из СМС или всплывающего уведомления: В ЖКХ не используют такие методы подтверждения заявок, передачи показаний или обновления информации. Если собеседник очень приветлив и убедителен, но настаивает на получении кода — это мошенник.
Как защититься? Мошенники создают и используют вызывающие у людей тревогу или ощущение срочности ситуации. Поэтому осторожность и спокойствие — самые надёжные способы защитить свои данные и сбережения. Все звонки оценивайте с критически, проверяйте отправителя или звонящего, любые действия совершайте только через официальные сайты и приложения.

Читайте также

В городе Ставрополе открылась «Школа 21»

Здесь будут готовить цифровых инженеров — высококлассных специалистов

17.12.2025 16:13

В Краснодаре обсудили роль бизнес-объединений в кубанской экономике

Мероприятие состоялось в рамках программы «Время новых стратегий»

15.12.2025 16:13

Девелопер «НВМ» презентовал в Майкопе ЖК «Эпос»

Символ силы и традиций

15.12.2025 10:29

Наталия Жарикова: Южане защитили аккредитивом в 2025 году сделки на 88,5 млрд рублей

От велосипеда до доли компании

10.12.2025 17:13

Майкоп

Глава Адыгеи рассказал о начале новогодних мероприятий для детей в Майкопе

Новогодние представления проходят на сценах ТОРА и КОРА

22.12.2025 17:26

Студенты Адыгейского госуниверситета представили концертную программу

Они выступили на главной площади Майкопа

22.12.2025 16:36

Ремесленники из Адыгеи представили свои работы в посёлке Лазаревское

Выставку и мастер-классы посетило около 400 человек

22.12.2025 15:40

В Майкопе прошла премьера концертной программы «Оркестровая феерия»

В детской школе искусств № 6 состоялся дебют двух творческих коллективов

22.12.2025 14:40

Экономика

Туристы стали чаще приезжать на юг России в межсезонье и больше тратить на отдых

Об этом рассказала Мария Клементе-Белоуссова

19.12.2025 17:43

Алексей Охорзин рассказал об увеличении спроса на ОМС на 50%

Золото остается одним из наиболее прибыльных активов

18.12.2025 11:13

В городе Ставрополе открылась «Школа 21»

Здесь будут готовить цифровых инженеров — высококлассных специалистов

17.12.2025 16:13

Назван топ инструментов российских инвесторов

Почти половина инвесторов готова инвестировать в цифровые финансовые активы

17.12.2025 10:13

Новости

Глава Адыгеи рассказал о начале новогодних мероприятий для детей в Майкопе

Новогодние представления проходят на сценах ТОРА и КОРА

22.12.2025 17:26

Уроженцы Югры пытались организовать нарколабораторию в Адыгее

В настоящее время проводятся следственные действия

22.12.2025 17:13

В Адыгее продолжается программа обеспечения жильём детей-сирот

В 2026 году на эти цели направят порядка 340 млн рублей

22.12.2025 17:00

В Шовгеновском районе зажглась главная новогодняя ёлка

Праздник состоялся на площади в ауле Хакуринохабль

22.12.2025 16:40

Статьи

В Майкопе состоялась ХХХVII конференция АРО Партии «Единая Россия»

В ходе конференции обсудили итоги работы в текущем году

18.12.2025 16:43

Всегда готов: шутер PIONER доступен на платформе «Игры Ростелеком»

В ноябре этого года «Ростелеком» запустил новый бренд

18.12.2025 09:13

Wink и «Ростелеком» запускают умного помощника по выбору кино и сериалов

«Агент развлечений» поднимет настроение

17.12.2025 16:43

Как провести досуг с семьей в выходные в Краснодаре

Журналисты ИА "Адыгея сегодня" рассмотрели некоторые варианты

17.12.2025 12:43

Фоторепортажи

На витринах Майкопа появились новогодние украшения. Фоторепортаж

Столица Адыгеи готовится встретить 2026 год

20.12.2025 21:43

Достопримечательности китайского города Ханчжоу. Фоторепортаж

Своими впечатлениями поделился Константин Павлов

16.06.2025 10:56

Выставка «Кукольные истории» в Майкопе. Фоторепортаж

В музее собраны более 500 самых разных кукол

01.06.2025 15:13

С какими баннерами приходили на стадион болельщики «Краснодара». Фоторепортаж

"Быки" взяли золото в Российской Премьер-лиги сезона 2024 - 2025 г

24.05.2025 19:13